Евгений Сабуров

Евгений Сабуров

 

 

 

О Р Г А Н И З А Ц И Я   М О Р Я

Пьеса

 

 

 

1. – А где ты была?

2. – Мы по разному были.

1. - Расскажи хоть.

2. - Да нечего рассказывать.

1. – Не поняла. То говоришь «по разному», то «нечего». Как понимать?

2. – Да на что тебе понимать? Пристала!

3. – А нигде она не была.

2. – Мы, конечно, люди небогатые…

3. – Так. Началось.

1. – Чего вы заводитесь? Нельзя спросить где кто был? Я на море была. Обкупалась вся. На всю зиму. Чуть не утопла. Там такой был шторм, а я полезла. Ну, не терять же дни!

3. – А мы сначала на даче сидели месяц почти. Но потом были на море.

2. – Да мы были тоже на море. Ну и что?

1. – Ничего. Чего «ну и что?». Ничего. Были и были. Чего ты заводишься?

2.  – Ну, ладно. Я расскажу. Чего я завожусь? А того, что сейчас опять в эту бодягу впрягаться.

1. – И не говори.

3. – Девочки, я с таким парнем познакомилась. Он такой умный. Он мне рассказывал такие вещи. Я впервые это слышала, а оказывается все это знают. Только мы живем как олухи какие-то. Весь мир это знает, а у нас даже близко ничего подобного.

1. – И не говори.

2. – Мы темные, но гордые.

1. – А я была в Испании. И знаете это не очень дорого.

2. – Сейчас за границу поехать не так дорого, как в Крым.

3. – Крым теперь тоже заграница.

2. – Да ладно тебе «заграница». Какая Крым заграница?

3. – Обыкновенная.

1. – Заграница заграницей, но все-таки не такая уж настоящая. Вот Испания настоящая заграница. Море, горы, замки.

3. – Так этого и там хватает.

1. – Этого не расскажешь. Там так здорово. Одно слово – заграница.

3. – А мы в Израиле были.

2. – У родственников?

3. – Зачем? По турпутевке.

2. – Это там ты с этим твоим умным познакомилась?

3. – Змеюка ты.

2. – Почему? Если я говорю, что вы евреи – умные, то я змеюка? Лучше говорить, что вы глупые? Но вы не глупые.

1. – Просто надоело это все! Евреи - не евреи.

3. – Нет. Это не так. Я теперь начала об этом думать.

2. – Ой, ты правда, что ли? Я  же шучу все.

3. – Какие там шутки. Вам вот все понятно – евреи, не евреи. А мне ничего не понятно.

2. – И в Израиле ты этого не поняла.

3. – Там совсем другие люди. С нашими евреями ничего общего нет. Это восточный народ. Вроде арабов.

2. – Откуда? Приехали то все из разных мест.

3. – Кто приехал, тот еще похож на нас. А дети – уже восточный народ.

1. – Смотрите, что я в Испании купила. Все дешевле, чем у нас. Обувь летняя – смотри какая.

2. – В Италии тоже дешево все. Это вот оттуда кофточка.

1. – А ты в Италии была?

3. – Вот пойми, например, историю Саломеи.

1. – Чего!?

3. – Ну, вы знаете, кто такая Саломея?

2. – Это тебе твой умник нарассказал?

3. – Ты слушай! Был царь Ирод…

2. – Ирод! Он детей кушал. Я – ирод. Я – хоп, хоп – кушаю детей.

3. – Это не тот Ирод. Иродов, оказывается, навалом было. Они потомки освободителей евреев.

1. – Освободителей от кого? От немцев?

3. – Совсем уже? Да?

2. – Это даже я понимаю. От каких немцев? Тогда и немцев никаких не было. Это когда было-то, соображаешь? От римлян!

3. – Тогда и римлян не было. От греков!

1. – Они еще и от греков освобождались?

3. – Да они все время от кого-то освобождались. Ни с кем не уживались. Другие покорялись, а евреи никогда. В Библии написано, что они кланяться не умеют: шея жесткая.

1. – Ну, уж так кланяются – егозят.

2. – Нет, это она права. Только для виду. Только для виду все, а в глубине души…

1. – И все до поры до времени.

3. – Ладно вам.

2. – И ты такая же.

3. – В чем такая же? Я кроткая. Мягче не бывает. Стала бы я с вами дело иметь…

1. – Мы ж понарошку.

2. – И все равно ты себе на уме.

3. – Было бы на чем.

2. – Что?

3. – Ты говоришь: себе на уме, да? На уме. Главное что б ум был. Было бы на чем.

2. – Так!

1. – Все, Саломея, рассказывай что ты натворила. Наш маленький сплоченный коллектив готов тебя выслушать

2. - …и осудить!

1. - …или оправдать!

3. – Нет. Так не пойдет. Ты сказала, что ты – Ирод. Вот и будь Иродом. Судьи нашлись! Зачем мне судьи?

1. – А я кем буду?

3. – Найдется для тебя место. Ты будешь Иродиада.

1. – Ты какое-нибудь другое имя не могла придумать? Обязательно надо вот так, да?

3. – Я ничего не придумываю!

2. – Ну, да, конечно, это все ее умник придумал.

3. – Был Иоанн Креститель. Он крестил людей.

2. – А евреи тут при чем?

3. – А кто ж он был такой?!

2. – Иоанн был евреем?

3. – А ты думала. Он был турком?

1. – Действительно, ты по-моему, перебрала. Как Иоанн, то есть Иван может быть евреем.

3. – Девчонки, я от вас сейчас с ума сойду. Иоанн – это еврейское имя. Джон, Юхан, Жан, Иван – это все тот же самый Иоанн, еврейское имя.

2. – Ну, ты умная стала. Обалдеть можно.

3. – Выяснили?

2. – Допустим.

3. – Ничего не «допустим». Все точно. Иоанн ходит крестит, проповедует. Теперь Ирод. Ирод царь. Старый, лет пятьдесят. Приезжает к брату. Брат такой заштатный у него. Безденежный. А жена молодая, красивая. Иродиада. Она к Ироду подкатывается само собой. Чего ей в деревне без денег сидеть?

1. – Какой ты красивый, Ирод, какой ты умный.

2. – А главное что я какой – никакой, а царь.

1. – Я скрывать не буду. Жизнь есть жизнь. Конечно, это влияет.

2. – Я хотел бы все время быть с тобой, тут тоже скрывать нечего. Не надо преувеличивать мою царскую власть. Никакой я не царь. Я правлю одной четвертой того, что принадлежало моему отцу. Да и то, как я правлю? Спорить о чем-то с Римом для нас равносильно самоубийству. Мне выделили Галилею, дали возможность есть, пить, веселиться и считаться самостоятельным правителем, но это все …

1. – Так это же хорошо. Ты пользуешься всеми правами царя, а ответственности почти никакой. Пускай Рим решает мировые вопросы. Тебе-то зачем? Ты что воевать хочешь?

2. – Я очень не хочу воевать. Я от жизни хочу радостей. Сколько мне той жизни осталось? Но если я буду с тобой, это вызовет войну.

1. – Если ты прогонишь свою старуху, то ее отец …

2. – Да. Это довольно дикие люди. Ее отец сочтет это оскорблением и, я думаю, что может послать войска. А у меня войск фактически нет. Я же полностью завишу от римлян.

1. – Ты не должен так говорить! Мы с тобой потомки освободителей. Мы одного рода, дорогой дядя.

2. – Кстати, наше родство не понравится евреям.

1. – Я не могу без тебя жить. Я просто не могу без тебя жить. Я не смогу смотреть ни на одного мужчину кроме тебя.

2. – Лестно слышать, но я старик.

1. – Вот уж это я буду судить. Какой ты старик? Да ты сто очков вперед дашь любому молодому. Можешь перед кем угодно другим прибедняться, но теперь-то я-то уж это точно знаю. Разве ты это не чувствовал?

2. – Тебе было хорошо со мной. И я без тебя не смогу.

1. – Наша жизнь будет праздником, а сейчас … И с римлянами все не так просто. Если здешний наместник тебя не поддержит, то легат Сирии с удовольствием подставит его.

2. – Слушай, ты еще и умная.

3. – Все было решено и мама отправилась к новому мужу, а я с ней. Отец ничего не мог сделать, да и кого интересовало это деревенское ничтожество. А там нас ждал блестящий двор. Хотя, конечно отчим не был царем, но нам хватало. И я танцевала.

2. – Жена сбежала сама, как только услышала, что я увез тебя от мужа. Ее отец явно собирается наступать на нас. Из своих евреев самый авторитетный праведник поносит меня на каждом углу. И за то, что я увел тебя от собственного брата, и за то, что мы с тобой еще по другой линии кровные родственники. Римский наместник только рад, что у меня проблемы.

1. – А ты выпей вина, собери гостей и порадуйся тому, что мы вместе.

2. – Д-да!

1. – В конце концов ты правитель, а мы все твои рабы. Что это за праведник? Иоанн? Арестуй его немедленно.

3. – Праздновали день рождения отчима. Иоанн уже сидел в подвале арестованный. Отчим напился. Меня позвали танцевать. И я танцевала.

2. – Девчонка просто прелесть! Погрела душу старику. Чего хочешь проси – дам. Чего хочешь, то и дам. Давай блюдо. Все что есть на столе – скажи что – и дам.

1. – У тебя на столе этого нет.

2. – Камешки хочешь, камешки? Дам! Золото? Дам. Вот перед всеми клянусь – что попросит, то и дам.

1. – Ты сам сказал.

2. – Пускай просит. Дам.

1. – Проси, чтоб на этом блюде принесли голову Иоанна. Иначе он нам из тюрьмы жить не даст. Только народ настраивает против нас.

2. – Ты рехнулась.

3. – Я прошу.

2. – Что ты просишь?

3. – Что мама сказала. Ты обещал – давай. Голову Иоанна.

2. – И что принесли?

3. – Ну, он немного покочевряжился и принесли.

1. – А с другой стороны куда ему деваться: обещал перед всеми.

2. – Вот это любовь!

1. – Ну, какая это любовь! Восточный царек. Что хочу, то и ворочу.

3. – О! Ты права! Какая там любовь. Ирод хотел телку хорошую – тоже для роскоши. Как диван красивый.

1. – А телка была неглупа. Она-то хотела жить получше. Не все ли равно с кем из братьев.

2. – Одно слово – Иродиада. А он – Ирод.

3. – Его чаще называли Антипой. Когда потом, позже уже к нему привели Иисуса Христа, Иисус его даже не заинтересовал.

2. – Но тут должна быть любовь. Как может быть история без любви. Иродиада залезла ему в штаны ради бабок. Какая тут любовь! Ироду наскучила его старуха. Он с удовольствием стал развлекаться и пить с Иродиадой. Тоже мне любовь!

1. – Нет – нет - нет. Ну, придумай что-нибудь.

3. – Мы не знаем сколько лет было Саломее. Может быть ей было хоть лет пятнадцать … В пятнадцать уже можно влюбиться.

1. – И потом юг, восток.

2. – Ну, да! Что-нибудь придумай!

3. – Приносят голову на блюде. Она целует ее. Прекрасен праведник. Монах – праведник.

1. – Это для «голубых»

3. – Да, это придумал Оскар Уайльд. А картинки нарисовал Обри Бердслей. А музыку написал Рихард Штраус.

2. – Я из всего этого знаю только Штрауса.

3. – Это не тот Штраус.

2. – Умник твой сильно много тебя просветил. Даже Штраус и тот не тот.

1. – А что ты поняла в Израиле? Что ты поняла в этой истории?

3.- -Я все поняла.

1. – И что? Что?

3. – А ничего там не было. Никакой любви. Саломея была маленькая девочка. Все это спектакль. Никакой любви Саломеи к Иоанну не было. Но и Саломея была только предлог. Ирод в гробу видал и Иродиаду. Так. Поразвлекся. Ему надо было убрать Иоанна потому, что Иоанн мутил воду, настраивал против римлян. А римляне ему были нужны. Римляне были самое главное для того, чтобы удержаться.

2. – Это не любовь. Это не любовь. Здесь нет никакой любви. Но где здесь море! Где здесь море?

1. – При чем тут море?

2. – Ну, ты же была на море?

3. – Мы все, я так понимаю, были на море. Ты ведь тоже была на море? Ты сказала, что была в Италии.

2. – Да, я была в Италии. Мы поездили по Италии. Мы говорили о любви.

1. – Да. Мы говорили о любви.

2. – А там была любовь. Данте любил Беатриче.

3. – Чур, я – Данте.

2. – Идет Беатриче. Вся в красном. Город красной лилии.

3. – У нас на даче красные лилии. Я посадила. Здорово до предела. Они стоят. Чванливые и жадные.

1. – Как Данте.

2. – Какая неправда! Почему Данте чванливый и жадный?

3. – Все справедливо.

2. – Но Данте не был чванливым и жадным.

3. – Не был. Ну и что? Данте был политиком, а про политиков все плохое правильно.

1. – Данте влюбился в Беатриче, когда им было по девять лет.

3. – Ты считаешь, что потому это не любовь?

1. – А ты считаешь, что в девять лет может быть любовь?

2. – Я иду в красном. Я живу своей жизнью. Кто-то видит меня. Мне девять лет.

3. – Я вижу ее. Четырнадцать лет я говорю о ней, я преследую ее.

2. – Тут проблема большая. То, что он пишет стишки про меня еще полбеды. Но я вышла замуж. Он является на все празднества и ест меня глазами. Муж у меня очень порядочный человек, очень достойный и он понимает, что я тут ни сном, ни духом, но … В конце концов есть же какие-то пределы.

1. – Отчего умерла Беатриче?

2. – Вот не знаю. Ей – Богу не знаю.

1. – У тебя, конечно, не было такого умника как у нее.

2. – У меня парень не плохой. Сами знаете.

3. – Но не Данте.

2. – Да кому этот Данте нужен? Как только я умерла, он женился, детей нарожал, входил в правительство, проиграл и ушел в изгнанье.

3. – Всю жизнь я писал о Беатриче. Я ничего не придумывал. Никогда ничего не придумывал.

1. – Погоди. Давай разберемся. Ты – политик. Так?

3. – Да.

1. – Ты был в правительстве. У вас не вышло. Все ваши боролись, а ты слинял.

3. – Я хотел мира.

1. – Не надо, Я знаю, что ты не испугался. Тебе обрыдло. Все обрыдло. Ты не бросил политику. Ты остался Белым гвельфом. Ты просто ушел из тусовки.

3. – Ты сострадательная дама. Я  стою на коленях.

1. – Через некоторое время ты перестал называть меня сострадательной дамой. Ты стал называть меня Мадонна Философия. Нельзя сильнее, знаешь, оскорбить женщину.

2. – А он тебя никогда не любил. Он всегда любил меня. Он же потом плюнул на Мадонну Философию и писал опять обо мне.

1. – Она права. Мне нечего ответить. Ты меня оставил.

3. – Все претензии ко мне бессмысленны. Я вся в сомнениях. Насчет того, чтоб Данте любил – большие сомнения.

2. – Хорошо – хорошо. Это не любовь. Это выдуманное. Я не спорю.

1. – Каждый порядочный мужик должен был кого-то любить. Ну, скажем, любить – не любить, но иметь предмет – адрес для своих высоких чувств. Он писал об этих своих высоких чувствах и при этом ставил  имя – Беатриче. Вот и весь твой смысл. А от тебя он ничего и не хотел.

2. – Ну, да! Он меня так достал, что я вынуждена была ему отказать от дома.

1. - Ну, переборщил.

2.- Ему надо было взять «даму защиты».

3. – Что такое «дама защиты»?

1.– Интересно! Ты – Данте и не знаешь, что такое дама защиты.

3. – Если у меня есть любовница, и ее муж ревнив, то я на людях демонстрирую внимание к другой женщине. Она и есть «дама защиты». Это ясно. Но Беатриче – не любовница, она небесная любовь. При чем тут «дама защиты»?

1.– Я  твоя любовь. А Беатриче – дама защиты.

2.–Я  дама защиты? Да тебя никто не знает, а меня – каждый школьник.

1. – И правильно. Тебя-то чего скрывать? Наоборот. Потому ты и «дама защиты».

3. – Кого я любил? Или я никого не любил?

1.– Ты любил меня.

2. – Нет! Данте любил Беатриче.

3. – Да, девчонки, и здесь никакой любви не было.

1. – Не было! Не было ! Не было!

2.– Чего ты радуешься?

1. – А в Испании была.

3. – А, ну, да. Ты же была в Испании.

2. – Значит, договорились. Беатриче не было и любви в Италии не было.

1. – Да нет. Никто не спорит – Беатриче была. Ты – Беатриче. Но любви не было. Была тема. Предлог для поэта. А вот в Испании была любовь.

3. – Что-то я не припомню.

1. – А Дон Жуан?

2. - Дон Жуан – это любовь? Чья любовь?

3. - Действительно, кого любил Дон Жуан. Так, козел просто.

1. – Кого любил Дон Жуан? Какая разница! А вот чья любовь Дон Жуан – это интересно.

3. – Да его все любили.

1. – Да. Да. Да. Дон Жуан – это любовь всех женщин Испании. Я – Дон Жуан. Я мечта, я греза, я любовь всех женщин Испании.

2. - А может и не было никакого Дон Жуана.

1. – Но любовь-то была.

3. - А, значит был Дон Жуан. Мы все любили Дон Жуана.

1. – Донна Анна, я люблю вас больше жизни. Вы красавица, и я готов отдать жизнь за вас.

3.– Господи, мой гад никогда ничего подобного мне не говорил. Только и знает, что пыжится и гордится своими военными успехами. Ах, какой он храбрый, ах, какой он достойный.

2. – Неправда. Я порядочный семьянин. Я все в семью тащу. Ты в доме полная хозяйка.

3. – Да не хочу я быть полной хозяйкой! Я мужика хочу. Настоящего.

1. - Я тут.

3.– Мачо! Настоящий мачо! Ну, прямо Антонио Бандерас!

1. – Я и под гитару спеть могу.

3. - Ну, вот ты – Командор. Я понимаю. Но под гитару ты петь не можешь.

2. – Я тебе такую жизнь создал. Не дом, а замок. Сыты, обуты, в почете...

1. – А я вот, смотри, как шпагой могу тыкать. А? Изящно?

3. – Ты прелесть просто!

1. – А ты, Командор, рохля, а не рыцарь. Защищайся.

2. – Это я тебя вызываю, а не ты меня. Это я от тебя мокрого места не оставлю. Ты разрушаешь мою семью!

1. – Я не могу разрушить то, чего нет. Семья – это призрак. Да здравствует любовь!

2. - Я умираю, Анна, я умираю.

3. – Ты что, гад, наделал! Я теперь вдова?

1. – Послушай, ты сама этого хотела.

3. – Что я хотела? Одно дело мечта, греза, Дон Жуан, а другое дело остаться без мужа. Какой-никакой, а был при мне. Пошел вон, прощелыга!

1. –Я вернусь, Донна Анна!

3. – Теперь надо памятник ставить. Господи, такой был хороший муж. Войной своей занимался, деньги в дом приносил. Да, стой ты прямо! В мои дела никогда не лез, а теперь, видишь ли, носи по нему траур.

1. – Я вернулся, Донна Анна.

3. – Все-таки…все-таки… красавчик, хоть и подлец последний.

1. – Поужинаем вместе?

3. – Я подумаю.

2. – Нет. Это не любовь.

1. – Я и тебя приглашаю на ужин.

2. – Я-то приду точно.

1. – Буду рад.

3. – И Командор или вернее его памятник утягивает Дон Жуана в ад. Донна Анна безутешная вдова, но радуется тому, что Дон Жуана больше нет. Отлично. Во история! Где это было?

1. – В Мадриде.

3. – Но ты же была на море.

2. – Действительно, Дон Жуан, ты же была на море.

1. – Что вы мне голову морочите! А Иерусалим на море? А Флоренция на море? Никто на море не был.

3. – Ты можешь остановиться и помолчать?

2. – Я не была на море.

3. - Ну и что? Я тоже не была на море.

2. – Но хоть в Израиле ты была?

3.– Не была.

2.– Я думала, хоть ты где-то была. Эта-то точно ни в какой Испании не была.

1. – Не была. И шлепки на рынке купила.

2. – И Дон Жуана никакого не было.

1. – Был! Был Дон Жуан!

2. – И Беатриче никто не любил.

3. - Нет! Любил!

2. – И Саломея не плясала.

1. – Плясала! Плясала!

2. - Ничего не было. Было только море.

1. – Какое море?

2. – Море, на котором мы не были.

3. – Что ты говоришь?

2. – Было море. Море среди земли. С одной стороны у него Испания. Иди сюда, Дон Жуан, становись. С другой стороны Израиль. Вот так. Это твое место. А посредине Италия. А мы все волны. Саломея – волна.

3. – Я – волна. Я иду к тебе.

2. – Я – Беатриче, я – волна, я иду к тебе.

1. – Я – Дон Жуан, я – волна, я иду к вам.

3. – Девочки, а любовь-то была?

1. – Да иди ты, со своей любовью. Было море!

3. – А где ты была?

1. – Мы по разному были.

3. – Расскажи хоть.

1. – Да нечего рассказывать.

3. – Не поняла. То говоришь «по разному», то «нечего». Как понимать?

2. – А нигде она не была.

3. – Я на море была. Обкупалась вся. На всю зиму. Чуть не утопла. Там такой был шторм, а я полезла. Ну, не терять же дни!

2. – А мы сначала на даче сидели месяц почти. Но потом были на море.

1. – Да мы тоже были на море. Ну и что?